Витраж

Витраж (от лат. vitrum – стекло), — декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.

История

Простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме — с I в. н. э. Сначала стекло использовалось для изготовления ювелирных украшений. Римляне первыми стали вставлять стекло в отверстия в стенах.

В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре; базилика аббатства Клюни), Германии (собор в Аугсбург) и соборов Кантербери и Йорка (Англия) появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками.


Кафедральный собор в Йорке


Кентерберийский Кафедральный Собор (Canterbury)

Витраж в Кентербери
Витраж в Кентербери

Кёльнский собор

Витраж Кёльнский собор
Витраж Кёльнский собор

Сен-Дени (Saint Denis)

Витраж, Собор в Saint Denis
Витраж, Собор в Saint Denis

Кафедральный собор Нотр-Дам в Шартре (Chartres)…

Витраж, Собор в Chartres
Витраж, Собор в Chartres

Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и наполняют интерьер атмосферой таинственности. Особенно ощутимо это в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. По понятным причинам – искусство витража на службе у церкви.

Расцвет средневекового искусства витража приходиться на 13-14 столетия.

Обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты. Цветное стекло дополняется бесцветным, детали выполняются росписью. В XIV-XV вв. искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэлсе и др.), а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую плоскостность.


Английский витраж 19 века

Витраж, Томас Уиллмент — Сретение, 1845
Витраж, Томас Уиллмент — алтарная часть церкви Св.Михаила, 1857

Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна.
В 1850 году были разгаданы рецепты изготовления окрашенного стекла. В 1860 Уильям Моррис воскресил средневековую технологию. Огромное влияние в этой сфере сыграл Льюис Тиффани, сын известного ювелира. Он отказался от традиционной техники сборки витража с помощью свинцовых прутков с желобками, и изобрел способ монтажа с применением медной фольги.


Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany)

Витраж, Луис Комфорт Тиффани, Учебный центр
Витраж, Луис Комфорт Тиффани

Сэр Эдвард Бёрн-Джонс

Витраж, Сэр Эдвард Бёрн-Джонс
Витраж, Сэр Эдвард Бёрн-Джонс

Альфонс Мариа Муха

Витраж, Альфонс Муха
Витраж собора Св. Вита, Альфонс Муха

Гарри Кларк

Витраж, Гарри Кларк
Витраж Гарри Кларк

В России витражи появились только в 1820 году

Современный витраж

составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витраж из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла.